Закрыть ... [X]

Изложение как же сделать

Памятка

Как писать подробное изложение

  1. Внимательно прослушайте (прочитайте) текст, который вам предстоит письменно изложить.

  2. Обдумайте содержание текста, определите значение непонятных слов (по словарю).

  3. Прослушивая (читая) текст второй раз, записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения; некоторые слова, употребленные для связи предложений и абзацев текста. Затем составьте план.

  4. Пользуясь своими записями и составленным планом, приступайте к написанию чернового варианта изложения.

  5. Отредактируйте черновик, обращая внимание на:

- точность передачи сюжета, фактов, логику развертывания темы, связь между предложениями и микротемами текста;

- соответствие изложения типу и стилю речи исходного текста;

- соблюдение лексических и грамматических норм;

- орфографическое и пунктуационное оформление текста.

6. Перепишите текст, затем внимательно проверьте его.

Сжатое изложение

Сжатое изложение считается наиболее трудным видом заданий, так как нужно не только без искажения передать содержание исходного текста, но и удачно применить сжатие (компрессию) информации. В результате должен получиться новый текст, который, как и любой другой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Но в отличие от «обычного» текста, в нем максимально точно должен быть выражен смысл исходного текста при минимальной затрате речевых средств. Сжатое изложение должно быть текстом, коротким по форме, но не бедным по содержанию. Чтобы справиться с данной работой на экзамене и успешно написать сжатое изложение, нужно научиться выполнять сложные умственные операции, связанные со смысловой переработкой исходного текста и применением специальных приемов его сжатия. Приступая к серьезной подготовке, помните, что каждый из вас вполне может находиться в так называемой «группе риска», то есть относиться к числу таких учеников, которые не умеют определять в прочитанном или прослушанном тексте основную мысль, затрудняются её точно и чётко сформулировать, плохо справляются с делением текста на смысловые части и составлением плана, далеко не всегда владеют умением подбирать лексические и грамматические средства, наиболее уместные при кратком изложении материала. Имейте в виду, что, по подсчётам специалистов, таких учеников в 9-м классе почти 80%! А между тем краткое изложение смысла текста является одним из основных показателей понимания прочитанного. Вот почему сжатию текста надо специально учиться.

Прежде всего, нужно знать разные способы сжатия исходного текста – как с точки зрения содержания, так и с точки зрения поиска оптимальных языковых средств.

Назовём способы смыслового сжатия исходного текста.

1. Исключение. Как правило, при сжатии текста исключаются подробности, детали, конкретные примеры, числовые данные, авторские пояснения, отступления, подробные описания, рассуждения и т.п. Для того, чтобы это сделать, нужно сначала разделить полученную информацию на главную с точки зрения основной мысли текста и второстепенную (несущественную), а затем исключить второстепенную. Сжатое изложение предполагает сохранение главной информации и исключение второстепенной.

2. Обобщение. При обобщении материала сначала вычленяются единичные факты, однородные проблемы или мелкие вопросы, выделяется в них то, что их объединяет, является общим, а затем подбираются языковые средства для их обобщенной передачи.

Сжать можно не только саму информацию (путём исключения или\и обобщения), но и форму её изложения. Другими словами, не сокращая мысли, можно передать её в более простой языковой форме. Такой способ компрессии текста обычно называют способом языкового сжатия текста. В основе этого способа лежит идея упрощения: сложные, развернутые синтаксические конструкции преобразовываются и упрощаются. Этот способ основывается на явлении избыточности речи. Дело в том, что в естественной речи используется гораздо больше слов, чем необходимо для выражения определенной мысли, поэтому существуют «резервы» для её упрощения.

Основные приемы языкового сжатия исходного текста:

  1. замена:

- сложного предложения простым;

- двух и более простых предложений одним сложным;

- однородных членов предложения обобщающим наименованием;

- объемного фрагмента предложения более лаконичным по форме синонимичным выражением;

- предложения или его части указательным местоимением (это, то…) или отрицательным местоимением с обобщающим значением (всё, ничего…);

- прямой речи косвенной;

2) сокращение или полное исключение:

- повторов;

- одного или нескольких синонимов;

- некоторых второстепенных членов предложения;

- конструкций, осложняющих предложение (однородных, обособленных, уточняющих членов предложения);

- фрагмента предложения (например, части сложного предложения);

- диалога (передача его сути в одном предложении);

3) слияние нескольких предложений в одно.

Чтобы овладеть разными способами смыслового и языкового сжатия текста (исключением, обобщением, упрощением), нужно регулярно проводить подобную работу при выполнении домашнего задания по разным предметам (например, читая материалы школьных учебников). Для этого подходят такие упражнения:

  • выделять опорные слова в тексте (фрагменте текста, предложении);

  • разделять текст на смысловые части;

  • составлять к каждому абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию;

  • формулировать вопрос к каждой смысловой части текста;

  • составлять план текста (назывной, вопросный, тезисный);

  • кратко излагать содержание абзаца (фрагмента текста, текста в целом);

  • выделять в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания;

  • выписывать наиболее существенную информацию из каждой части текста (через несколько дней можно попытаться «расшифровать» написанное, то есть заново восстановить полный текст по своей сокращенной записи и сравнить результат «восстановления» с исходным текстом);

  • трансформировать (преобразовать) сложные предложения в простые, сохраняя его суть (два или несколько простых в сложное).

Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста. Однако на экзамене нужно продемонстрировать владение всеми способами сжатия текста, поэтому в вашем тексте изложения они должны сочетаться. Покажем на примере, как можно текст, состоящий из 450 слов, сократить до 100-110 слов и при этом передать основное его содержание без искажений. Для этого возьмем фрагмент книги Б. Челышева «В поисках пропавших рукописей» (текст №18 из Сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс.\авт.- сост. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова). Разделим его на четыре смысловые части (микротемы), составим план текста, а затем кратко изложим содержание каждой части исходного текста. В результате может получиться, например, такой вариант сжатого изложения:

Исходный текст

План текста

Сжатое изложение

Он был «един и многолик». «Един» и потому, что был Александром Ивановичем Куприным – художником слова, своеобразным и неповторимым. «Многолик» потому, что были и ещё Куприны: один землемер, другой – грузчик, третий – рыбак, а ещё –учётчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне.

Един и многолик

Он был «един и многолик». «Един», потому, что был Александром Ивановичем Куприным – художником слова. «Многолик» потому, что у него было много других профессий, и все они совмещались в одном лице – писателе Куприне.

Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? Не решил ли он изучить все ремесла и «отображать» потом жизнь во всем её многообразии?!

Всё было значительно проще: он был очень любопытным и любознательным человеком. Его любопытство вызывал и новый вид труда, и новые люди, занятые в нем. Ведь профессия оставляет на человеке свой отпечаток, придаёт ему своеобразие, делает одного непохожим на другого. «Среди грузчиков в одесском порту, фокусников, воров уличных музыкантов, - говорил Куприн, - встречались люди с самыми неожиданными биографиями – фантазеры и мечтатели с широкой и нежной душой».

Когда Александр Иванович решил поступить в рыболовецкую артель, ему устроили экзамен: испытали силу, ловкость. И только потом приняли равноправным членом. О том, что он писатель, никто не догадывался.

И Куприн наравне со всеми тянул сети, разгружал баркас, мыл палубу после очередного рейса.

Тяжелый физический труд давал ему разрядку. Писатель страдал, если ему приходилось быть замурованным в четырех стенах кабинета. Так, в 1908 году суд приговорил его «за опорочение представителя правительственной власти» вице-адмирала Чухнина к десятидневному домашнему аресту или денежному штрафу. Куприн согласился на арест. Три дня протомился и затосковал. На пятый стал упрашивать, чтобы упрашивать, чтобы оставшиеся дни заменили денежным штрафом!

Куприн – человек любознательный

Он часто менял профессии потому, что был очень любопытным и любознательным человеком и его интересовали люди разных специальностей.

Любопытно, что Куприна меньше тянуло к людям так называемого «интеллигентного» и канцелярского труда. Он был убежден: ничто не дает такой богатый материал, как близкое знакомство с простым людом. Непосредственное участие в труде, а не наблюдение со стороны становилось для Куприна уже фактом творчества, той необходимой почвой, которая питала его знания, фантазию.

Потребность в знакомстве с простыми людьми

Куприн считал, что богатый материал дает близкое знакомство именно с простыми людьми и непосредственное участие с ними в труде. Даже во время творческого подъема писатель мог бросить работу над книгой ради случайно встретившегося «интересного человека».

Бурный темперамент не давал писателю подолгу заниматься литературным трудом. Он так же резко охладевал к работе, как горячо и энергично приступал к ней. Даже во время творческого подъема писатель мог бросить рукопись ради случайно встретившегося «интересного человека» или писать в таких условиях, в которых иной литератор не составил бы и двух фраз.

Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему «точные» слова. Он трудился как мастер-ювелир, отчеканивая фразы. Меткое слово, услышанное случайно, афоризм, художественная деталь –все записывал Куприн в записную книжку. Придет время – и все может понадобиться. Книжки хранят сотни таких заметок, кусочки разговора.

Год проходит за годом. Писатель все дальше и дальше уходит от нас в историю. Не стареют лишь его книги.

(452 слова) (По Б.Челышеву)

Кропотливый труд писателя

Он трудился как мастер – ювелир, добиваясь точности и выразительности речи, собирал по крупицам афоризмы, меткие слова. Именно поэтому его книги не стареют.

(106 слов).

Внимательно изучите данную таблицу, чтобы понять механизм сжатия текста. Для этого сравните содержание каждой микротемы, обращая внимание на выделенные в ней ключевые слова и фразы, с данным вариантом сжатого пересказа этого содержания. Вы убедитесь в том, что использованы разные способы сжатия текста:

- исключение (исключаются некоторые детали, опускаются второстепенные эпизоды, например, во второй микротеме);

- обобщение (содержание микротемы передается в обобщенном виде, что особенно заметно по второй и четвертой микротемах);

- упрощение (например, вторая микротема состоит из семнадцати предложений, а в сжатом варианте в результате исключения деталей и обобщения информации содержание может быть передано в одном предложении).

Таким образом, сжатие текста – это активный мыслительный процесс, требующий не пассивного воспроизведения прослушанного (прочитанного) текста и не просто работы памяти, а способности глубоко понимать смысл исходного текста, выделять главную и второстепенную информацию, использовать разные приемы сжатия информации и создавать свое собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста: содержательно – тематическое единство; подчиненность всех предложений основной мысли; логическая и языковая связность; структурная упорядоченность; смысловая и композиционная завершенность; стилевая однородность.

Памятка

Как писать сжатое изложение

  1. Внимательно прослушайте (прочитайте) текст, который вам предстоит письменно кратко изложить.

  2. Обдумайте содержание текста, определите, какая информация является основной, а какая – второстепенной.

  3. Определите значение непонятных слов (по словарю).

  4. Прослушивая (читая) текст второй раз, записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения, которые связаны с передачей основной информации текста. Затем составьте план.

  5. Продумайте ещё раз, какие основные способы сжатия текста вы можете применить при кратком изложении содержания каждой части речи: исключение, обобщение, упрощение и их сочетание.

  6. Пользуясь своими записями, составленным планом и решением о способах сжатия текста, приступайте к написанию чернового варианта сжатого изложения.

  7. Отредактируйте черновик, обращая внимание на:

- точность передачи сюжета, фактов, логику развертывания темы, связь между предложениями и микротемами текста;

- соблюдение требования сжатия текста при передаче его содержания;

- соответствие изложения типу и стилю исходного текста;

- соблюдение лексических и грамматических норм;

- орфографическое и пунктуационное оформление текста.

8. Перепишите текст, затем внимательно проверьте его.

Сочинение-рассуждение

На экзамене ученик должен продемонстрировать умение писать сочинение в рамках заданного типа речи – рассуждения.

Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно – следственные связи между явлениями, и приходит к какому – либо выводу, суждению.

Существует три вида рассуждений:

Рассуждение-доказательство имеет целью доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса. Основными языковыми средствами оформления рассуждения-доказательства являются:

- вводные слова: во-первых, во-вторых, например, итак, таким образом, следовательно;

- союзы: так что, поскольку, так как, если;

- речевые изложение как же сделать обороты: предположим, что…; допустим, что…; об этом свидетельствует…; это позволяет предположить.

Рассуждение-объяснение имеет целью объяснить содержание тезиса. В нем нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, поскольку заранее известно, что главное утверждение истинно. Для обеспечения логической связи между предложениями можно использовать:

- слова-организаторы логических связей: потому что, поэтому, вот почему;

- речевые обороты, резюмирующие высказывание: это объясняется тем, что…; это зависит от…; это является следствием того, что…;

- вводные слова: например, таким образом.

Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, указать причинно-следственные отношения. Рассуждение-размышление строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В отличие от рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения, оно содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих друг друга.

Основными языковыми средствами оформления рассуждения-размышления являются:

- вводные слова: по-моему, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно;

- речевые обороты: я могу с уверенностью сказать, что …; я полагаю, что …; попытаемся разобраться …; можно сравнить; я согласна с тем, что ….

Способность думать, рассуждать, размышлять, объяснять – основа учения, поэтому данный тип речи чрезвычайно востребован научным стилем. Текст-рассуждение обобщает наши наблюдения, знания, мысли. Таким образом, основная коммуникативная цель рассуждения – убедить, объяснить.

Текст – рассуждение четко структурирован и строится по схеме:

  • тезис (утверждение, положение) – выражает основную мысль текста, которую требуется доказать;

  • аргументы (факты, доказательства);

  • вывод.

В научных и деловых рассуждениях необходимо обозначать границы аргументов с помощью специальных слов (во-первых, далее и т.п.). В письменной речи эти границы часто совпадают с абзацным членением текста. Главный вопрос, на который отвечает текст-рассуждение, - это вопрос почему? Аргументы, как правило, и содержат ответ на этот вопрос.

Тезис – это мысль, требующая доказательства. В тезисе заключается тема рассуждения. Иногда автор включает в тезис цитату какого-то выдающегося деятеля (ученого, писателя, философа), которая помогает более точно выразить мысль.

При переходе к доказательствам могут использоваться выражения: докажем это; это можно доказать так; в этом можно легко убедиться; это объясняется следующим; и вот почему и др., а также вопросительными предложениями со словами почему, для чего и подобными.

В доказательстве может быть использовано несколько аргументов, последовательно соединяемых друг с другом вводными словами и сочетаниями: во-первых, во-вторых, наконец, допустим, предположим, так и др.

В качестве аргумента может быть использован и конкретный пример или ряд примеров, которые построены как описательные или повествовательные типы речи. При переходе к аргументу-примеру используются слова: например; приведем пример; обратимся к примеру; вот что произошло однажды; вот один из ярких примеров и др.

Следует иметь в виду, что аргументы могут соединяться с тезисом и между собой без всяких специальных слов, только по смыслу.

Вывод (заключительная часть рассуждения) может состоять из нескольких предложений. Нередко в нем содержится идея рассуждения, которая может быть выражена риторическим вопросом, побудительным предложением-призывом к чему-либо или же повествовательным предложением.

Вывод может быть связан с доказательствами посредством слов поэтому; вот почему; следовательно; значит; итак; таким образом; сделаем вывод; подведем итог; из всего сказанного следует и др.

Не всегда рассуждение содержит вывод: многие тексты предоставляют возможность сформулировать его самому читателю. Рассуждение может принадлежать к любому стилю речи. В научном стиле приводятся научные доказательства выдвинутого тезиса. В художественном тексте автор, как правило, приводит такие доводы, которые воздействуют на читателя, старается внушить читателю какую-то мысль.


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Как писать изложение по аудиозаписи как хорошо написать изложение на Для творчества своими руками

Изложение как же сделать Изложение как же сделать Изложение как же сделать Изложение как же сделать Изложение как же сделать

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ